Мессенджер- маркетинг
Мессенджеры — один из самых перспективных каналов для общения брендов с аудиторией. Они позволяют выстраивать живое, персонализированное взаимодействие, быстро реагировать на поведение пользователей и создавать более человечный клиентский опыт.
Почему это актуально
Люди проводят в интернете в среднем 4 часа 33 минуты в день, а 19% всего времени занимают мессенджеры. Этот показатель выше, чем у видеоресурсов, игр, e-com, и уступает только социальным сетям. Однако количество пользователей мессенджеров обгоняет соцсети.
Мессенджеры позволяют установить прямой, мгновенный контакт, без посредников, новостной ленты и непредсказуемых алгоритмов. Среднедневной охват за месяц у WhatsApp — 67,8% от населения России в возрасте от 12 лет, Телеграма — 53,2%, «ВКонтакте» — 47%*. OR в мессенджерах доходит до 98% и обходит емейл, где открываемость обычно не выше 30%.
* Информация актуальна на 30.05.2025, обновляется регулярно.
Цифры и статистика
-
В 2024 году количество брендов, использующих WhatsApp для маркетинга, увеличилось на 30%
Infobip, 2024 -
Почти половина россиян (49,4%) предпочитает получать сообщения от брендов через мессенджеры
- Выбрали WhatsApp 33%
- Другие мессенджеры, такие как Телеграм и Вайбер 16,4%
-
В 2024 году чат-боты на базе ИИ увеличили объёмы продаж во время праздников в США почти на 4% в сравнении с предыдущим годом
Salesforce, 2025 -
WhatsApp, Телеграм и «ВКонтакте» имеют одинаковую долю по времени интернет-потребления — 9%
Mediascope, 2024По доле времени, распределённого между мессенджерами:
- WhatsApp 48%
- Телеграм 47%
-
60%
достигает открываемость сообщений в WhatsApp в первые 20 минут после отправки.
А использование WhatsApp в маркетинговых коммуникациях позволяет увеличить продажи в среднем на 20% и более
edna, 2024 -
Метрики WhatsApp-рассылок
TextBack, 202388%Средняя открываемость
- Путешествия 93%
- Медицина 91%
- E-commerce 89%
- Недвижимость 88%
- Финансы 84%
21%Средний Response Rate
- Путешествия 5%
- Медицина 24%
- E-commerce 21%
- Недвижимость 13%
- Финансы 23%
Примеры применения в CRM
-
Чат-боты
Чат-боты — полезный инструмент не только в маркетинге, но и в HR. Например, бот для первичного знакомства с кандидатами с отправкой тестового задания позволяет EMAILMATRIX экономить до 40% времени на подбор сотрудников.
Читать кейс -
Квесты
Даже обычную экскурсию можно превратить в интересный квест с помощью чат-бота, как это сделали EMAILMATRIX. Пользователи отвечают на вопросы и выполняют простые задания — и получают следующую точку маршрута.
Пройти квест
Как использовать?
-
Реактивация
Догонять пользователей. Мессенджеры эффективны для брошенных корзин, акций и персональных предложений.
-
Интерактивный контент
Изображения, видео, AR, кнопки, быстрые ответы, мини-приложения — всё это повысит вовлечённость.
-
Гиперперсонализация
Лучше работают гибридные решения: кнопочные боты + AI-боты, где сценарии продуманы людьми, а рекомендации адаптированы алгоритмами.
-
Проактивный диалог
Инициировать контакт, если пользователь зашёл на сайт, но ничего не купил. Бот может начать диалог через мессенджер, что хорошо работает в праздники, дни акций и выходные.
-
Омниканальные цепочки
Строить омниканальные цепочки с переходом от емейлов и пушей к мессенджерам в рамках одной CRM-цепочки. Главное — единый опыт: чтобы клиент не чувствовал разрозненности между каналами.
Комментарии экспертов
Мессенджер-маркетинг в первую очередь стал отличным способом снизить нагрузку с емейл-каналов, а во вторую — стал откликом на растущий тренд Mobile First. Изначально это были просто сообщения, аналогичные СМС, затем появились чат-боты — простенькие интерактивные сервисы, затем появились веб-аппы, способные заменить мобильное приложение целиком.
Фактически мессенджер-маркетинг прошёл путь от каналов, поддерживающих емейл, до стратегически самостоятельного направления со своим набором инструментов. И он продолжит технически усложняться: со временем емейл-маркетологи получили CDP, с которыми можно выполнить огромное количество задач, сложной персонализацией в емейле никого уже не удивишь — в этом же направлении пойдут и мессенджеры.
Пётр Ермаков, Performance, CRM & Analytics Manager, ex-Mindbox
Ошибка, которую делают многие бренды, — однообразные массовые рассылки без сегментации и диалога. Это снижает эффективность и в случае с WhatsApp может привести к блокировке номера. На самом деле ценность канала в персонализации и диалоге. Мессенджеры — двусторонний канал связи, нужно этим пользоваться.
В ближайшие 2–3 года всё больше задач будут закрывать AI-ассистенты: от ответов на входящие обращения до предиктивного таргетинга. Мы уже видим, как бренды тестируют такие решения: в TextBack AI-ассистенты интегрированы в чат-центр и помогают закрывать до 80% типовых вопросов. То, что сегодня используют лидеры рынка, в ближайшие годы станет доступным большинству.
Валерия Жиронкина, CMO TextBack
Мессенджеры по‑прежнему являются площадкой с большим количеством активной аудитории, а количество инструментов для коммуникации только увеличивается. Десяток форматов контента, игровые механики, MiniApps, широкие возможности автоматизации всего пути пользователя делают канал важным источником клиентов и покупателей.
Законодательные ограничения незначительно влияют на структуру взаимодействия с пользователями и нисколько не затрагивают сути и эффективности. В ближайшие два-три года мы ожидаем только развития возможностей канала и планомерного роста популярности среди бизнеса.
Ульяна Жеринова, CEO Townsend
Несколько лайфхаков для построения эффективного мессенджер-маркетинга:
Игорь Селицкий, менеджер по развитию бизнеса Mindbox
Я уверена, что мессенджеры сегодня — один из ключевых каналов CRM-коммуникации: они обеспечивают высокий open rate и быстрый отклик, а главное — становятся полноценной точкой управления клиентским опытом.
В мире мы видим рост формата RCS-сообщений, которые фактически заменяют SMS: интерактивные карточки, кнопки, rich-контент и сценарии диалога внутри одного окна. В России эта технология пока доступна только абонентам МТС, но очевидно, что в ближайшие годы она станет стандартом и для других игроков.
Что касается ошибок, то я часто вижу, что компании продолжают использовать мессенджеры как рассылку, а не как диалоговый канал, не выстраивают CJM-сценарии и упускают потенциал роста LTV и удержания.
Любовь Яровая, предприниматель, бизнес-трекер, CRM-стратег