Фон главного блока.
Изображение главного блока: сёрфингистка на конверте.

Емейл- маркетинг

Емейл остаётся одним из самых надёжных и эффективных каналов коммуникации для брендов. Он обеспечивает прямой контакт с клиентами, не зависит от рекомендательных алгоритмов и позволяет строить доверительные отношения с аудиторией.

Почему это актуально

Электронная почта на пике формы: в 2023 году ей пользовались 4,37 млрд человек, а к 2027 году их станет почти 5 млрд. Количество писем в мире стабильно растёт — сейчас ежедневно отправляется более 370 млрд сообщений.

При этом емейл-маркетинг остаётся одним из самых эффективных диджитал-каналов с ROI до 4500%. Люди совершают покупки через письма втрое чаще, чем через соцсети, а 77% B2B-клиентов считают емейл удобным способом связи.

Цифры и статистика

  • Емейл-маркетинг вошёл в топ-3 каналов с наилучшим ROI для B2C-брендов

    При этом обогнав платный контент в соцсетях и контент-маркетинг.

    HubSpot, 2025
  • 79%

    маркетологов вносят электронную почту в свой топ-3 наиболее эффективных каналов маркетинга

    Constant Contact, 2023
  • Что и как измеряют маркетологи?

    • 59%

      анализируют метрики вовлечённости (открытия, клики)

    • 44%

      конверсии/MQL

    • 41%

      прямое влияние на доход

    • 39%

      вклад в удержание клиентов / лояльность

    • 36%

      многоканальные атрибуционные модели

    • 30%

      влияние на узнаваемость бренда

    21% маркетологов не знают или не считают ROI. Это уже меньше, чем в 2023 (36%).

    Litmus, 2025
  • 58%

    маркетологов заявили, что используют анимированные GIF-файлы в своих маркетинговых электронных письмах

    43%

    отметили увеличение метрик при использовании GIF

    Litmus, 2023
  • Топ-5 индустрий по максимальной доле емейл в выручке

    1. Медтовары 32,5%
    2. Одежда и обувь 31,8%
    3. Книги, подарки, канцелярия 30,4%
    4. Косметика, гигиена, интим 29,3%
    5. Продукты питания, табак 27,8%

    Наименее чувствительная к емейлам отрасль — общепит (6,6%).

    Mindbox, 2024
  • Метрики по отраслям

    Open Rate

    Лучшие показатели:

    • Недвижимость 24,3%
    • Техника и электроника 17,1%

    Худшие показатели:

    • Маркетинг 11,1%
    • Косметика, парфюмерия, гигиена 11,1%

    Click Rate

    Лучшие показатели:

    • Недвижимость 3,0%
    • Техника и электроника 1,7%

    Худшие показатели:

    • Образование (для детей) 0,4%
    • Продукты питания и табак 0,5%

    CTOR

    Лучшие показатели:

    • Недвижимость 11,0%
    • Финансы, страхование, консалтинг 10,5%

    Худшие показатели:

    • Продукты питания и табак 4,7%
    • Общепит (рестораны и доставка) 4,7%
    Mindbox, 2024
  • Что повышает эффективность емейл-рассылок?

    Эмодзи в теме письма

    • OR CTR
    • Без эмодзи 42,23% 4,16%
    • C эмодзи 37,5% 3,13%

    Разница незначительная, поэтому советуем проводить А/B-тесты и соответствовать ToV бренда.

    Картинки и инфографика

    • OR CTR
    • C графикой 43,12% 4,84%
    • Без графики 35,79% 1,64%

    Визуальный контент заметно усиливает вовлечённость.

    Get Response, 2024
  • Не количество, а качество

    В 2025 году ключевая задача емейл-маркетинга — строить отношения, а не просто отправлять как можно больше писем. Лидеры рынка переходят от массовых рассылок к life-cycle-подходу — письма в нужный момент конкретному человеку.

    Емейл — одна из множества точек взаимодействия, но он даёт ROI до 3600% и выше. Лучший ROI дают проморассылки и емейл-кампании по вовлечению клиентов.

    Litmus, 2025

    Креатив больше не опционален

    Успешные команды емейл-маркетинга совмещают стратегию, данные и креатив, чтобы создавать письма, которые и привлекают внимание, и достигают бизнес-целей. Чтобы письмо открыли и прочли, оно должно быть персональным, актуальным и осмысленным.

    Креатив больше не опционален — он критичен для вовлечения и конверсии.

    Litmus, 2025
  • AI в емейл-маркетинге

    75%

    операций с емейлами, по ожиданиям 89% маркетологов, будут автоматизированы ИИ к концу 2026 года

    Наиболее популярные AI-задачи:

    • Персонализация контента 25%
    • Сегментация 18%
    • Анализ кампаний 16%
    • Генерация контента 12%

    ИИ помогает достигать CTR >5% чаще, чем без него.

    Litmus, 2025

Примеры применения в CRM

  • Пример применения для Х5 Клуба.

    «Х5 Клуб»

    A/B-тестирование тем позволило лучше понять аудиторию бренда «Х5 Клуб» и увеличить открытия на 5,5 п. п.

    Читать кейс
  • Пример применения для Винлаба.

    «ВинЛаб»

    Разработка и оптимизация новых триггерных емейл-сценариев для сети «ВинЛаб» помогли увеличить выручку до 20% от прибыли CRM-канала в течение полугода.

    Читать кейс
  • Пример применения для Пятерочки.

    «Пятёрочка»

    Системная коммуникация через емейл-канал помогла «Пятёрочке Доставке» увеличить инкрементальный РТО на 98% за полгода.

    Читать кейс

Комментарии экспертов

Сейчас очень многие гонятся за трендами, которые устаревают быстрее рабочего дня, при этом превозмогая бесконечные согласования ToV и контента. Я считаю это абсолютно неполезным и даже немного вредным — основная аудитория брендов понятия не имеет, о каком «диком огурце» и других покемонах интернета идёт речь, а разгадывать загадки в коммуникациях взрослым дяденькам и тётенькам, кажется, особо некогда.

На своём опыте вижу, что часто может работать максимально «тупой» контент — чем проще, тем лучше, а вычурный дизайн и креатив — просто повод показать коллегам по рынку, как красиво мы умеем (что в целом неплохо, но не может быть задачей коммуникации, отправленной пользователям).

Даша Гуща, автор CRM⚡️CJM FM

Даша

В 2025 году, как и последние 15 лет, мы продолжаем хоронить емейл-маркетинг и в то же время продолжаем его использовать как приоритетный канал коммуникации с пользователем. Сейчас подход к взаимодействию с базой смещается с эксплуатационного (выжать как можно больше здесь и сейчас) в сторону эмпатийного (забота о том, что реально нужно пользователю, чтобы сделать общение с брендом максимально комфортным).

На первые позиции выходит ценностный и человечный контент: пользователям нравится понимать, что за коммуникациями стоят живые люди. В этом контексте повышается ценность сбора zero-party data, т. е. информации, которой пользователь поделился добровольно. Использование этих данных повышает точность коммуникаций и повышает доверие к бренду.

Павел Ефременко, исполнительный директор EMAILMATRIX

Павел

Email-маркетинг трансформируется от массовых рассылок к персонализированному, диалоговому взаимодействию. Это уже не просто канал для трансляции сообщений, а часть экосистемы клиентского опыта. Вместо монолога бренда приходит интерактив: опросы, голосования, кнопки с действиями прямо в письме. Простые цепочки заменяются сложными поведенческими сценариями, основанными на действиях пользователя.

Но в типичном подходе всё ещё не хватает:

  • Глубокой персонализации не на уровне «Имя, Фамилия». Данных о прошлых покупках и просмотренных товарах порой недостаточно для определения реальных интересов.
  • Сегментации в реальном времени. Большинство сегментов создаются вручную и статичны, подписчик не перемещается автоматически между группами на основе своих действий прямо сейчас.
  • Фокуса на долгосрочном удержании (LTV), а не на разовых продажах. Подход «отправить промокод и продать» проигрывает стратегии «сделать клиента постоянным и лояльным».

Наталья Храмцова, CRM-маркетолог «Комуса»

Наталья

Многие компании прямо закрепили за CRM новую метрику — CAC. А значит емейл, как один из каналов, который решает задачи направления, должен актуализировать цели и подходы. По сути, CRM и емейл стали новым перформансом: от них ждут не только лояльности, но и первой окупаемой конверсии. И это обнажило старую проблему рынка: пять лет мы говорили о трендах на персонализацию, гиперсегментации, омниканальность, но в редких компаниях дело доходило до реализации, а значит и эффективности принесло 0.

Структура работы тоже изменилась. Если раньше емейл сопровождал весь жизненный цикл пользователя, то теперь в приоритете — онбординг и быстрая активация. Цель перестала быть долгосрочной, она стала утилитарной: вернуть потраченные на привлечение деньги здесь и сейчас.

Карина Кожаринова, директор клиентского сервиса Dau Relationship Marketing

Карина

Как использовать?

  • Системность

    Вести емейл-маркетинг как системный канал, а не набор разовых акций: со стратегией, цепочками и триггерами.

  • Персонализация

    Строить отношения через персонализированные письма — поздравлять с праздниками, напоминать о брошенных корзинах, отправлять индивидуальные рекомендации.

  • Актуальность

    Рассказывать о новинках, акциях и специальных предложениях — чтобы заинтересованная аудитория узнавала о них первыми.

  • Развлечение

    Вдохновлять и развлекать — делиться историями, кейсами и нестандартным контентом, который выделяет бренд на фоне конкурентов.